Что такое дисграфия у младших школьников: диагностика и коррекция




Интересные мысли


Здравствуйте, друзья! Рада видеть вас снова! А если вы в первый раз у меня на блоге, то располагайтесь поудобнее и чувствуйте себя как дома!

Знаете ли вы, что такое дисграфия у младших школьников? Это такая «хитренькая дамочка», которая мешает школьникам нормально, грамотно и красиво писать. Кстати, лучшая подружка дислексии. Они частенько ходят парой. Но лучше бы они ходили где-нибудь в другом месте, подальше от наших детей и не мешали бы им нормально учиться.

Есть предложение узнать дисграфию получше, чтобы быстрее ее победить, если она вдруг появится на горизонте. Согласны? Тогда вперед!

Что это такое?

Что такое дисграфия у младших школьников: диагностика и коррекция

Обратимся к википедии, которая знает практически все.

Дисграфия — это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта.

То есть у ребенка все в порядке с интеллектом, он знает все правила русского языка, которые он в школе проходил и прекрасно их помнит. А вот писать грамотно не может и все!

Родители удивляются, ну как вместо слова «приближение», можно написать «бриплишения»? Каааак??? Оказывается можно, если у тебя дисграфия. И это важно понять и вовремя заметить. И не тратить время на ругань и наказания, они не помогут. Хотя нет, могут помочь! Помочь замкнуться в себе. А оно нам надо?

Откуда она берется?

Что такое дисграфия у младших школьников: диагностика и коррекция

Данное заболевание выявляется примерно у 30% школьников. Именно в начальной школе. Особо внимательными следует быть родителям:

  • второклашек;
  • левшей;
  • переученных левшей;
  • бывших воспитанников логопедических групп;
  • детишек, в чьих семьях общаются на двух и более языках.

Так же причинами возникновения проблем с письмом могут являться:

  1. Генетическая предрасположенность (если у папы или мамы была дисграфия, то и у сына или дочки она будет).
  2. Инфекции и заболевания, затрагивающие мозг.
  3. Травмы родовые и черепно-мозговые.
  4. Недостаток речевого общения.
  5. Педагогическая запущенность.
  6. Слишком раннее начало обучения ребенка письму, когда он еще к этому не готов психологически.

Как выглядит дисграфия?

Что такое дисграфия у младших школьников: диагностика и коррекция

Выглядит она крайне непривлекательно. Ужасный, корявый, неровный почерк. Слова идут волной и наскакивают друг на друга.

При этом можно наблюдать:

  • пропуски букв;
  • замену одних букв другими;
  • путаницу в словах, когда буквы меняются местами;
  • слитное написание слов, которые должны писаться раздельно и наоборот;
  • пропуски целых слов;
  • оборванные предложения;
  • путаницу в предложениях, когда слова меняются местами;
  • замену заглавных букв прописными;
  • пропуски знаков препинания.

В общем, полная чехарда получается у детишек! А у родителей получаются сплошные нервы и расстройства. А расстраиваться не надо! Некогда! Потому что пора бежать к специалистам за помощью.

Кто поможет?

Что такое дисграфия у младших школьников: диагностика и коррекция

Само это не пройдет, не надейтесь. Это невозможно!

Коррекцией этой проблемы занимаются логопеды или логопеды-деффектологи.

Специалист сначала проведет диагностику, познакомится поближе с речью ребенка, особенностями его почерка, ошибками при письме. Определится с видом дисграфии и разработает индивидуальную программу коррекции: подберет специальные упражнения, речевые игры. Подробно объяснит, как с ней бороться.

Родителям маленького дисграфика нужно быть готовыми к тому, что это дело не одного двух дней. На устранение проблемы могут уйти месяцы и даже годы работы. Но оно того стоит! И ради светлого будущего можно и постараться.

Так же здесь важно понять, что без помощи специалиста не обойтись, своими силами справиться с дисграфией крайне трудно, практически невозможно. Здесь все должны работать совместно: вы, ребенок, логопед и учитель.

А что я там говорила про виды дисграфии? Ничего не говорила? Исправляюсь!

Виды дисграфии

Что такое дисграфия у младших школьников: диагностика и коррекция

Артикуляторно-акустическая

Школьник произносит звуки неправильно. И проговаривает их при письме тоже неправильно, соответственно и пишет он неправильно. Коррекция данного вида дисграфии будет направлена на правильное произношение звуков.

Акустическая

В этом случае ученик произносит звуки правильно. Вот только он их путает. Особенно те, которые похожи по своему звучанию. Вы ему говорите: «Жук». А он слышит «шук». А как слышит, так и пишет.

Оптическая

Наши прописные буквы очень друг на друга похожи. Все они состоят из одних и тех же элементов: кружочков, палочек, черточек, крючочков. Школьник никак не может запомнить, как их правильно размещать. Он знает, что здесь должна быть буква «ц», но вместо двух крючочков пишет три и получает в результате «щ». А еще он может писать зеркальные буквы, то есть развернутые в другую сторону.

Аграмматическая

При таком виде дисграфии ребенок не может объединять части речи, например, существительные и прилагательные. И у него вместо «большая собака» получается вдруг «большой собака». Так же есть затруднения в склонении слов по родам и падежам.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Трудно дается деление предложений на слова, а слов на слоги и буквы. Искажается строение слов и предложений. Пропускаются гласные и согласные, переставляются местами буквы в словах и слоги. А также слова в предложениях.

Моторная

Это когда все дело в руке ребенка, в пальчиках, которым тяжело держать ручку и выполнять много-много мелких движений, чтобы написать ту или иную буковку. Возможно, во время подготовки к школе было уделено мало внимания подготовки руки к письму.

Защита от дисграфии

Что такое дисграфия у младших школьников: диагностика и коррекция

Можно ли предупредить это заболевание? Заняться профилактикой?

Здесь все зависит от причины, которая его вызвала. Если это, например, родовая травма, то дисграфия уже есть, и предупредить ее не получится.

Ну а если рассматривать социальные аспекты, которые влияют на возникновение дисграфии, то тут все в наших родительских руках. Нужно с ребенком заниматься, причем тем, к чему он готов психологически. Нужно с ним разговаривать, нужно перед школой готовить руку к письму, развивать мелкую моторику. Нужно вовремя решать логопедические проблемы. Нужно быть внимательным к своему ребенку и все будет отлично!

Ну а если дисграфия все-таки подобралась к вашему маленькому школьнику, то не отчаивайтесь. Берите в свою команду хорошего логопеда, принимайте в союзники учителя, настраивайте ребенка на победу и гоните ее в шею. Желаю вам удачи!

А теперь давайте послушаем, что о дисграфии говорит специалист-логопед.

Буду надеяться, друзья, что эта информация вам не пригодится, но будет полезна. Потому что

Предупрежден — значит вооружен!

Если вам приходилось сталкиваться с дисграфией у детей, пожалуйста, поделитесь своим опытом и ощущениями в комментариях.

Будьте здоровы! Детишкам привет!

Всегда ваша, Евгения Климкович!

Что такое дисграфия у младших школьников: диагностика и коррекция