Роль игры в развитии мышления у школьников и дошкольников




Интересные мысли


Доброго времени суток, дорогие читатели!

Есть предложение немножко размяться и попробовать связать два таких понятия как «мышление» и «игра». Кто за? Единогласно? Ну и замечательно! «Мышление» — это очень серьезно. «Игра» — это очень весело и интересно. Можно ли их объединить? Можно! И даже нужно!

Спросите у своего ребенка, чего ему больше хочется? Позаниматься или поиграть? 99.9 % детишек выберут второе. И это не удивительно. Игра для них — это все! Способ познания мира, приобретения опыта, проявления себя. А еще это способ получения знаний и движения вперед. И роль игры в развитии мышления переоценить невозможно.

Роль игры в развитии мышления у школьников и дошкольников

Решение логических задач, разгадывание ребусов, распутывание головоломок и другие упражнения на развитие мышления можно превратить в увлекательное приключение. Достаточно включить воображение, придумать сказочную предысторию и включить в сюжет нужное упражнение.

А можно ничего и не придумывать, а просто играть! В настоящие игры, знакомые нам, дорогие родители, с детства. Оказывается раньше во дворах мы только тем и занимались, что мышление свое развивали. Не верите? А давайте вспомним наши любимые детские забавы.

«Съедобное — несъедобное»

Помните такую? Мяч кидаешь, предметы называешь. Все очень просто и на первый взгляд ничего развивающего.

Роль игры в развитии мышления у школьников и дошкольников

Но если копнуть глубже... Эта игра учит детей анализу и синтезу. А это уже мыслительные операции.

Когда вы кидаете мяч с криком: «Сапоги!», то ребенку нужно быстро проанализировать ситуацию и отнести «сапоги» к одной из групп: «съедобного» или «несъедобного». А при этом еще сообразить, ловить мяч или нет. Не так уж все просто, но очень весело и интересно.

Эта игра очень легко подвергается модификации и превращается, например, в:

  • «дикое — домашнее»;
  • «пушистое — непушистое»;
  • «холодное — горячее».

Вариантов здесь много. Замечательный инструмент для развития не только мышления, но еще и внимания дошкольника.

«Отвечай, не зевай!»

Эта игра очень похожа на предыдущую. В нее мы часто играли в пионерских лагерях. Здесь, ведущий, кидая мяч, говорит не просто слова, а задает вопросы. И тот, к кому мяч прилетел должен быстренько ответить.

Роль игры в развитии мышления у школьников и дошкольников

Варианты вопросов:

  1. Что не мог вытащить Дедка?
  2. Кто снес золотое яичко?
  3. Кого не выловишь из пруда без труда?
  4. Какой сегодня день недели?
  5. Какой сейчас месяц?
  6. Какой день недели будет завтра?
  7. Не лает ни кусает а в дом не пускает?
  8. Лучший друг Малыша?
  9. Имя кота из Простоквашино?

И вовсе не обязательно играть толпой, можно и вдвоем. И задавать вопросы друг другу по очереди.

«Я знаю!»

Роль игры в развитии мышления у школьников и дошкольников

Еще одно развлечение с мячом. Мы называли ее «Я знаю». У вас могло быть и другое название. Смысл в том, чтобы набивая мяч рукой об асфальт говорить:

Я знаю пять имен мальчиков. Коля раз, Вася два, Тема три, Саша четыре, Ваня пять!

И так далее, потом пять имен девочек, пять животных, пять птиц. Приходится думать, причем думать быстро. А еще оттачивается координация движений.

«Крестики -нолики»

Роль игры в развитии мышления у школьников и дошкольников

Старые добрые «крестики-нолики». Мыслительный мини-тренажерчик. Эти милые решеточки 3x3 украсили собой не одну тысячу школьных тетрадок.

Вы уже рассказали своему ребенку как в них играть? Я уже успела. Рассказала, показала, научила. Какое-то время очень активно играли. Правда потом стало очень просто и детям надоело.

А месяца три назад в детском саду у Артема проводили конкурс. Нужно было сделать какую-нибудь настольную игру своими руками. Ну мы про крестики-нолики и вспомнили. И сделали. Вот что у нас получилось.

Роль игры в развитии мышления у школьников и дошкольников

Игра «День — ночь». В нее играть уже интересней, хотя принцип все тот же.

Прогресс не стоит на месте, и появляются новые версии этой старой игры. «Крестики-нолики 3D»! Слыхали?

Роль игры в развитии мышления у школьников и дошкольников

Я впервые о ней узнала в прошлом году. Кто-то из детей Артемкиной группы принес эту игрушку в садик. Так все очень активно с ней занимались. Она сложнее классического варианта, так как думать приходится в трех плоскостях. Отличная зарядка для ума!

«Морской бой»

Роль игры в развитии мышления у школьников и дошкольников

А морской бой помните? А когда последний раз играли? Я на прошлой неделе. Признаюсь, потерпела позорное поражение от своей дочери. Все мои кораблики были уничтожены.

Классная, захватывающая, интересная стратегия, для которой требуются пара листочков в клеточку и две ручки. Также способствует развитию мышления.

Ведь, во-первых, нужно подумать как разместить свои корабли, а во-вторых, как обнаружить чужие? Мышление в плюсе, внимание тоже! Да еще и тренировка ориентирования на листе бумаги вместе с ними.

Возможно, будет интереснее не рисовать морской бой на бумаге, а приобрести настольную игру с идентичным названием.

Роль игры в развитии мышления у школьников и дошкольников

Принцип тот же, только корабли теперь как настоящие и поля за вас уже сделали.

«Логика цвета»

В моем далеком СССР-овском детстве была у меня игра, которую я очень любила. Называлась она «Логика». Состояла из игрового поля со множеством дырочек и двух наборов фишек, цветных и черно-белых.

Роль игры в развитии мышления у школьников и дошкольников

Играли вдвоем. Ведущий загадывал определенную комбинацию из 5-ти цветных фишек, а второй игрок старался угадать эту комбинацию. Он выставлял свои разноцветные фишки на поле. Ведущий проверял и давал подсказки с помощью черно-белых фишек.

Честно говоря, я думала, что сейчас такой не найти. Ошибалась! Такие игры есть в продаже. Только называются они теперь «Логика цвета».

Роль игры в развитии мышления у школьников и дошкольников

Есть еще одна модификация «Логики», называется «Mastermind». Этот вариант посложнее, и мне кажется, он подойдет более старшим ребятам.

Роль игры в развитии мышления у школьников и дошкольников

Электровикторины

Мой младший сынуля в этом году пойдет в первый класс. Праздник! Нужно же подарить что-нибудь. Вот присмотрела ему в подарок развивающую игру — электровикторину.

Роль игры в развитии мышления у школьников и дошкольников

Называется она «Дуэль» так как играть можно не только в одиночку, но и еще с кем -нибудь соревноваться. Работает она от батареек. Смысл: «вопрос-ответ».

Роль игры в развитии мышления у школьников и дошкольников

В комплекте идет игровой блок, в который вставляются специальные карточки, их в наборе 36 штук. Эта игра озвучена, она задает вопросы, а ребенок на них отвечает, выбирая правильный ответ с помощью пультика. Всего загружена 1000 вопросов на разные темы: окружающий мир, культура, знаменитости, космос, страноведение и др.

Роль игры в развитии мышления у школьников и дошкольников

Предназначена электровикторина для детей от 6 до 12 лет, так что надолго хватит. И производят ее не в Китае, а в Испании. Думаю, что Артему понравится. И для мышления на пользу пойдет, ведь для того, чтобы выигрывать придется думать и чем скорее, тем лучше.

Если рассматривать другие подобные электронные викторины, рекомендую обратить внимание на игры выпускаемые «Дрофа-Медиа».

Роль игры в развитии мышления у школьников и дошкольников

У них есть викторины для дошкольников, для младших школьников, для детей разного возраста, о чем они пишут на упаковке и на разные темы:

  • готовимся к школе;
  • скоро в школу;
  • смекалочка;
  • развитие мышления;
  • немецкий язык;
  • английский язык;
  • история древнего мира;
  • православие;
  • религии мира;
  • окружающий мир;
  • детям о животных;
  • умный малыш;
  • маленький профессор;
  • родная речь;
  • детям о растениях;
  • автолюбитель.

Отдельно продаются карточки для этих электровикторин.

Роль игры в развитии мышления у школьников и дошкольников

Карточки дешевле. Они применимы ко всем выпускаемым играм, их можно менять. Так что достаточно приобрести одну игру и несколько наборов карточек. И получится что игра не одна, а много. Наборы под названием «Развиваем мышление» там тоже есть.

Шашки

А в шашки играть умеете? Я умею! Уверена, что и вам хорошо известны такие слова и выражения как: «я тебя съел», «руби, давай», «я в дамках», «поддавки», «уголки», «Чапаев».

Роль игры в развитии мышления у школьников и дошкольников

Как-то раз я даже принимала участие в турнире по шашкам среди мам. Умудрилась проиграть почти всем мамам. Но все равно получила сладкий подарок за стремление к победе. И отправилась домой весьма довольная собой!

Потому что главное не победа — главное участие!

Шашки можно приобрести в любом спортивном магазине, благо стоят они не дорого. А можно сделать их самостоятельно. У нас в Липецке этой осенью было очень много каштанов. Мы их собрали и из них сделали свои «Шашки — букашки». В них теперь и играем.

Роль игры в развитии мышления у школьников и дошкольников

Шашки конечно же развивают мышление и очень серьезно развивают, но шахматам все-таки уступают.

Шахматы

Ну вот мы и добрались до самого мощного инструмента по развитию мышления и у детей, и у взрослых!

Роль игры в развитии мышления у школьников и дошкольников

Это великие и могучие шахматы! Что вы о них знаете? Что конь ходит буквой «Г»? Ну, я знаю чуть больше, ладья ходит прямо, а слон по диагонали. Да уж, стыдно товарищи. Нужно что-то менять!

Есть предложение научиться играть в шахматы вместе со своими детьми. А потом устроим шахматный турнир среди читателей блога «ШколаЛа» с ценными призами. Как вам идея? По-моему круто! Специалисты говорят, что обучение можно начинать уже с 4 — 5 лет.

Роль игры в развитии мышления у школьников и дошкольников

Но вернемся к нашей теме. Развитие мышления.

Чем шахматы помогут? Они учат логически мыслить и рассуждать, оценивать свои действия. Это настоящие уроки логики, которые до сих пор не введены в школах. Ребенок анализирует, думает и принимает самостоятельные решения.

Роль игры в развитии мышления у школьников и дошкольников

Есть такая статистика, что у детей, играющих в шахматы повышена успеваемость в школе. Могу это подтвердить. Мой старший сын Денис занимался шахматами с семи лет, и никаких проблем в школе у него не возникало. И это при том, что выдающимся шахматистом он не был.

Да уж, длинная статья получилась. Но зато теперь вы знаете, что развивать мышление можно играючи. В прямом смысле этого слова! Легко, интересно и красиво! Кстати о красоте. Специально для вас нашла обзор очень красивой игры. Называется она «Цветовой код» и направлена на развитие творческого мышления у детей и взрослых.

Смотрите видеообзор.

Друзья, уверена, что и вы знаете пару, тройку развивающих игр, о которых я забыла упомянуть. Смею надеяться, что вы напишете о них в комментариях.

Прощаюсь с вами до новых встреч на страницах блога!

Всегда ваша, Евгения Климкович!

Роль игры в развитии мышления у школьников и дошкольников