Сказкотерапия для младших школьников: метод коррекции поведения детей




Интересные мысли


Добрый день, мои дорогие мамы и папы! Очень часто сталкиваюсь по жизни с тем, что не хватает доброты. Да-да, простой человеческой доброты. Выходишь на улицу — вокруг озабоченные и совсем недобрые лица окружающих, не готовых делиться улыбкой. Дома в свободное время включаешь телевизор, и с экрана начинают сыпаться непрекращающиеся споры об экономике и жуткие сюжеты современных мыльных опер.

Пытаешься найти ребёнку интересную передачу или добрый мультфильм, но телеканалы хором предлагают иностранные истории с фантазийными персонажами, на которых без слёз не взглянешь. Так иногда хочется закричать: «Где ты, наша тётя Валя?», к которой мы, будучи детьми, еженедельно приходили в гости за сказкой. Согласитесь, у нас было замечательное детство.

Сказкотерапия для младших школьников: метод коррекции поведения детей

Конечно, сказки и сегодня живут в каждой семье, где есть маленький ребёнок, только вот по мере взросления малыша эти удивительные истории уступают место современным рассказам. И совершенно зря, как говорят психологи, потому что сказкотерапия для младших школьников не только имеет место быть, а еще и очень востребована у тех, кто про неё что-то знает, и переживает настоящий бум популярности. Предлагаю и нам вступить в ряды активных пользователей сказками и прикоснуться к прекрасному.

Волшебная пилюля, или в чём польза сказки

Сказкотерапия для младших школьников: метод коррекции поведения детей

Сказочный мир притягивает детей своим волшебством и теплотой, окунаясь в который можно уйти от нависших проблем и действительно поверить, что всё будет хорошо, а ведь именно так заканчиваются все без исключения сказки. Образы храбрых молодцев, смелых принцев, добрых фей, красивых принцесс учат детей не быть злодеями, которые всегда проигрывают и остаются наказанными.

Оказывая положительное воздействие на сознание ребёнка, через тайны и колдовство простым и понятным языком сказочное творчество доводит для него моральные законы, которые следует соблюдать при проживании в обществе совместно с другими индивидами, главные понятия нравственности про «хорошо» и «плохо». Причём для лечения сказкой возраст не имеет границ: найти выход из ситуации и научиться жить по законам доброты и справедливости свойственно «и малу, и велику».

Сказкотерапия для младших школьников: метод коррекции поведения детей

Научиться различать плохие и хорошие поступки, бороться со страхами, стать отзывчивым и уверенным в своих силах — всё это могут сказки через своих героев, которые для детей являются реальными персонажами, потому что «жили-были...».

Информативная, безграничная, фееричная, эмоциональная, мудрая, не имеющая возраста- вот такая она, сказка!

Какие бывают сказки?

Сказкотерапия для младших школьников: метод коррекции поведения детей

Как бы нам не казалось на первый взгляд, что эти произведения все на один лад, всё-таки психологи в целях правильного влияния на душевное состояние ребёнка при использовании сказкотерапии разделяют их на группы.

  • Художественные (авторские и народные) сказки. Хорошо знакомые с детства, они закладывают основные моральные принципы и правила поведения, которые впоследствии послужат ребёнку постулатом при построении общения. Рекомендуют их для занятий со школьниками, в поведении которых присутствуют агрессивность, жадность, хвастовство, недоброжелательное отношение к окружающим, как метод коррекции ненужных для него черт характера.
  • Дидактические, или обучающие сказки. Подходят для любого возраста, потому что учиться никогда не поздно. Они указывают на пути выхода из ситуаций, через оживлённые цифры и буквы учат письму и счёту, с говорящими запятыми помогают развивать грамотность, знакомят с окружающим миром.
  • Диагностические сказки. Их предназначение — проанализировать эмоциональное развитие и нервно-психическое состояние ребёнка на определённом этапе для оказания своевременной психологической помощи и корректировки его поведения. Специалисты уверены, что именно так можно подобрать золотой ключик к скрытому от глаз внутреннему миру малыша, а список предпочитаемых ребёнком сказок может стать лакмусовой бумажкой для определения характера и условий его жизни.
  • Психокоррекционные сказки. Они создаются для мягкой коррекции поведенческих функций детей, заменяя непродуктивный стиль на эффективный и превнося теплоту в душевное состояние.

Инструкции по сказочному лечению

Сказкотерапия для младших школьников: метод коррекции поведения детей

Сказкотерапия является одним из эффективных методов коррекции и здоровьесберегающей технологией, широко применяемой психологами:

  • сохраняя здоровье детей;
  • создавая благоприятный эмоционально-психологический климат на занятиях;
  • снижая количество стрессовых ситуаций в процессе обучения в школе и в повседневной жизни.

Применять её можно, рассказывая о герое, схожем с ребёнком, либо непосредственно о ребёнке, который выступает основным персонажем.

В первом случае психологи или родители придумывают коррекционные рассказы, используя аналогичные ситуации, давая ребенку возможность самостоятельно выбрать пути решения. Задача таких сказок — создать проблему и научить искать решения.

Во втором случае вспоминаются события и ситуации, с которыми герой-ребёнок сталкивался сам в своей жизни. На это могут указывать имена участников, адреса, времена года и иные моменты, помогающие вспомнить и идентифицировать когда-то уже случившееся. Цель — указать на неправильные действия и подсказать, как следует поступать.

Сказкотерапия для младших школьников: метод коррекции поведения детей

Сказкотерапия может заключаться и в прочтении произведения «в тему». Так,

  • для особо хвастливых — «Заяц-хвастун», «Про двух хвастливых петухов», «Почему у свиньи рыло вытянутое»;
  • для склонных к жадности — «О рыбаке и рыбке», «Два жадных медвежонка», «Жадная собака»,
  • для непослушных — «Колобок», «Семеро козлят», «Золотой петушок»,
  • для ленивых — «Золушка», «Морозко», «Сказка о попе и его работнике Балде»,
  • для робких и от страха — «О трусливом зайце», «Как лисёнок победил страх».

На каждый случай можно найти своё сказочное лечение детской души.

Очень надеюсь, что сказкотерапия займёт достойное место в воспитании вашего ребёнка. Откройте детское сердце навстречу доброте и наполните жизнь сказкой!

А давайте прямо сейчас и начнем. Предлагаю посмотреть одну из моих самых любимых сказок! С удовольствием смотрела этот фильм в детстве, с удовольствием смотрю его сейчас вместе с моими детьми. Называется он «Королевство кривых зеркал». Помните? Оля, Яло, Абаж и другие персонажи ждут вас на видео ниже)

Кстати, а с игротерапией вы уже знакомы? Нет? Тогда загляните сюда.

С нетерпением жду ваших мнений в комментариях.

Всего вам самого доброго и волшебного!

Всегда ваша, Евгения Климкович.

Сказкотерапия для младших школьников: метод коррекции поведения детей